Яндекс.Метрика

Дизайн-журнал №1. Актуальная информация для дизайнеров, веб дизайнеров, программистов и разработчиков сайтов.

Психология восприятия шрифта и ее практическое применение

23 августа 2014 | Опубликовано в статьюшечки | 8 Комментариев »

Психология шрифта определяет какой именно эффект произведет тот или иной шрифт на пользователя. Типографика или шрифты — очень значимая составляющая, игнорирование которой приводит к созданию менее качественного веб-дизайна. Многие дизайнеры фокусируют внимание на красоте и художественной привлекательности проекта, цветовых сочетаниях и практическом значении, но немногие относятся с той же щепетильностью к шрифтам. Они просто не понимают, что именно гарнитура передает пользователю посыл.

Шрифт — один из элементов, к которым нужно относиться очень серьезно. Шрифты обеспечивают читабельность и несут главный смысл. Психология шрифта играет роль позвоночника в эффективности веб-дизайна. Каждый дизайнер знает, что цвета влияют на настроение, эмоции и чувства людей. Шрифты в этом смысле дают тот же эффект что и цвета.

Веб-разработчикам и дизайнерам доступны тысячи шрифтов. Выбор их стиля может показаться случайным решением, однако знание психологии шрифта сделает ваш выбор осознанным. Есть два основных типа шрифтов:

  1. С засечками: шрифты с короткими штрихами на нижней и верхней части букв.
  2. Без засечек: шрифты без штрихов.

Understanding the difference between serif and sans serif fonts is the basic element of font psychology

Оба типа шрифтов действуют по-разному на пользователей. Изучение графики включает в себя психологию шрифта. В этой статье вы узнаете о психологическом влиянии шрифтов и о принципах выбора шрифта. Определенное начертание несет определенный смысл и играет важную роль в функциональности дизайна: к примеру, если создаете сайт для классического, традиционного бизнеса, стоит выбрать шрифт с засечками; если вы хотите подчеркнуть современность и уникальность бизнеса, выбирайте шрифт без засечек.

Психология шрифта

Infographic about psychology of fonts

Inspiration Lab создали одну из лучший схем по выбору шрифта.

Выбор шрифта зависит от его эстетической ценности, однако это гораздо сложнее, чем кажется. Типографика играет жизненно важную роль в пользовательском интерфейсе, а пользователь тратит больше времени на текст, чем на картинки или видео. Все параметры шрифта, такие как расстояние между буквами, цвет и размер оказывают определенное влияние на посетителей. Именно поэтому типографика считается основным элементом в конструкции. Давайте перечислим психологические типы шрифтов, чтобы понять их влияние на человека. Ниже перечислены типы психологического воздействия шрифтов.

Визуальная риторика текста

Риторика — это наука о использовании речи эффективно и убедительно. Визуальная риторика включает в себя все впечатление от документа. Визуальные элементы создают свои собственные смысловые цепочки, дающие более полную детализацию представленного материала.

Семантическая память в психологии шрифта

Семантическая (смысловая) память создает информацию о конкретной вещи и сохраняет память о ней. Когда вы смотрите на шрифт, который видели прежде, ваша семантическая память генерирует тот же эффект, которые шрифт произвел на вас ранее.

Общее типографическое направление

Исследования показывают, что эмоциональное состояние пользователя является результатом его опыта взаимодействия с дизайном. Шрифты способны влиять на внешний вид документа, и различные гарнитуры, оказывающие различное эмоциональное воздействие на читателя, стоит выбирать очень внимательно. Неправильный выбор типа шрифта может вызвать у посетителя негативные эмоции.

Советы по улучшению типографики

Anatomy of a Letter

• Межстрочный интервал

Один из самых важных элементов, обеспечивающих комфортное чтения — межстрочный интервал. Наиболее удобным для глаз читателя считается значение — 30-60% от размера вашего шрифта. Если вы выбрали размер шрифта в 12px, размер вашего межстрочника должен составлять 4-6px, чтобы текст читался легко.

• Длина строки

Постарайтесь сделать ваши строки короткими. Их удлинение снижает интерес пользователя. Оптимальная длина строки составляет от 45 до 65, это примерно от 7 до 10 слов.

• Пробелы

Пробелы в документе являются одним из важнейших составляющих ui. Если пробелы достаточно широки, то читатель сможет читать текст без усталости и усилий.

• Вертикальный ритм

В документе должен быть логический потом от заголовка к содержанию. Это создает ритм и делает документ привлекательнее для читателя.

• Вертикальная иерархия

Вертикальная иерархия мягко проводит читателя по документу от первого заголовка до последнего. Концепция заключается в повышении читабельности и представлении содержания документа в удобном для читателя формате.

• Индивидуальность

Психология типографики предполагает понимание индивидуальности шрифта. Индивидуальность начертания определяется видом и содержанием. Например, шрифт Times используется в документе о приеме на работу, чтобы сделать его более традиционным и официальным; а Verdana используется для чего-то современного и менее официального.

• Акценты

Размер шрифта является очень важным элементом в типографике. Акцентировать внимание на чем-либо можно при помощи одного лишь увеличения размера шрифта. Поэтому такие важные составляющие как заголовки и названия должны быть оформлены большим размером, чем остальной контент. Так пользователь с первого взгляда может определить о чем документ.

• Тон разговора

Шрифт является связующим звеном, которое позволяет создать разговор с читателем. Тон разговора показывает кто вы и что вы пытаетесь сказать. Это позволяет читателю общаться с вами. Меняя тон, вы можете изменить разговор от формального к доброжелательному или от жестокого к утешительному.

• Цвет

Цвет очень важен в психологии шрифта. Цвет оказывает колоссальное влияние на читателя через элементы типографики. Он способен сделать так, что ваш посыл будет воспринят с первого взгляда. Выбор подходящих цветов может повысить читабельность документа.

• Подсознательные сообщения

Подсознательные сообщения можно передать при помощи цвета и размера шрифта. Например красное подчеркивание сразу ассоциируется с ошибкой. Использование аналогичных подсознательных сообщений в тексте (используя цвет, размер и тип шрифта) очень важно.

• Читабельность

Хорошая типографика состоит из двух факторов: разборчивость (однозначность слов, фраз и букв) и читабельность (насколько легко получить сообщение из контекста). При выборе шрифта стремитесь к повышению этих двух параметров.

• Стресс

Неправильный выбор шрифта может стать пыткой для глаз читателя и спровоцировать стресс. Подходящий шрифт не только будет приятен на вид, но и поможет пользователю чувствовать себя расслабленно.

• Взаимосвязанность

Взаимосвязанность элементов типографики очень важна. Впечатление от всего документа зависит от этого параметра. Изменения стиля шрифта, цвета или размера не должны быть резкими и внезапными. Это испортит преемственность содержания и повлияет на читабельность.

• Заметность

При выборе начертания, обратите внимание насколько шрифт привлекает внимание. Вы должны выбрать такую гарнитуру, которая будет притягивать взгляд и окажется уместной в вашем дизайне.

Примеры

Каждый шрифт несет определенный посыл. Чтобы лучше понимать о чем идет речь, рассмотрим примеры.

Шрифты с засечками

Шрифты с засечками передаю авторитетное сообщение. В основном в блогах этот шрифт используется, чтобы передать посыл в повелительной форме.

Bauer_Bodoni

Шрифты без засечек

Шрифты без засечек носят универсальный характер. Они используются в блогах для оформления общего контента, так как повышают читабельность и упрощают понимание текста.

Arial is a sans serif font

Брусковые шрифты

Брусковые шрифты, или шрифты с прямоугольной засечкой используются для усиления посыла. Они используются там, где акцент необходимо поставить на мощность сообщения.

Arial is a sans serif font

Рукописный шрифт

Рукописный шрифт используется для передачи элегантности. Он используется на ресурсах, посвященных искусству, кинематографу, музыке и прочих отраслях, связанных с творчеством.

Script Font Example

Прямой шрифт нового стиля (Модерн)

Такие шрифты используются, чтобы передать стильность контента. Он широко применяется в корпоративных сферах и в мире моды.

Didot is a modern font

Использование в брендинге

Рукописный шрифт

Cadillac подчеркивает образ изысканности и элегантности. Надпись производит впечатление доверия и надежности.

Cadillac logo using script font

Жирный шрифт

Disney демонстрируют свое умение сделать выделенный, жирный шрифт привлекающим внимание.

Disney's logo

Шрифт с засечками

Шрифт логотипа Google несет посыл простоты, но уважения. Google позиционируется как надежный ресурс, и выбор шрифта с засечками это подчеркивает.

Google uses a serif logo

Модерн

Hulu выбрал современный шрифт, чтобы произвести впечатление смелой и современной компании. Логотип выглядит убедительно и привлекает внимание.

Hulu logo contains modern typography

Шрифт без засечек

Linkedin выбрали шрифт без засечек, чтобы произвести впечатление легкости в понимании и элегантности.

LinkedIn Logo

Другие примеры

Bodoni

Шрифты, которые сравнительно сложно читать (такие как Bodoni) могут снизить внимание и энтузиазм читателя.

Bodoni

Arial

Простые шрифты, такие как Arial, легко понимаются и читаются. Это позволяет читателю проанализировать и понять сообщение более комфортно. Такой шрифт хорошо использовать для описаний или руководств.

Arial

Futura

Есть несколько шрифтов, которые не попадают ни в категорию с засечками, ни в ту, что без засечек. Большинство из них основаны на геометрических формах. Эти виды шрифтов выглядят простыми и понятными, но в то же время они создают впечатление безличности и отделенности. В число этих шрифв входят Futura, Helvetica и Gotham.

Futura is one of the most loved fonts in font psychology

Garamond

Это шрифт старого стиля. Он может показаться стильным и традиционным, но также способен утомить читателя отсутствием разнообразия. Подобные шрифты — самые старые, и основаны они главным образом на каллиграфии. Palatino и Garamond являются примерами таких гарнитур.

Garamond

Rockwell

Это брусковый шрифт. Тяжелые версии шрифта Rockwell несут посыл авторитарности и силы.

Rockwell

Courier

Этот шрифт раньше нес атмосферу города. Courier - шрифт старых компьютерных распечаток и пишущих машинок. Он ассоциируется с комфортом и старыми временами.

Courier

Comic Sans

Comic Sans является неформальным шрифт и создает детское впечатление (возможно поэтому дизайнеры его не любят). Comic Sans символизирует усилия графического дизайнера привлечь внимание пользователя. Этот шрифт нельзя использовать корпорациям и предприятиям. Он словно имитирует текст от руки.

Comic Sans

Комбинация шрифтов

Еще одним инструментом для подчеркивания красоты дизайна является использование более одного шрифта. Есть несколько вещей, которые веб-дизайнер должен учитывать при этом. Умение выбирать правильно сочетающиеся шрифты — это навык, который нужно приобрести. Два совершенно разных шрифта создадут эффект напряжения в дизайне, а если шрифты окажутся слишком схожи, весь смысл использования более одного шрифта будет утрачен.

Решить проблему можно выбрав один шрифт с засечками, а второй — без. Так вы создадите баланс между двумя шрифтами. Но использовать более двух шрифтов нужно крайне осторожно. Если вы не умеете этого делать, то скорее всего, получите на выходе слишком навязчивый дизайн.

Выводы

Определенные типы шрифтов являются привлекательными для определенной аудитории. Шрифт нравится человеку, в зависимости от его настроения и эмоций. Например женщины более склонны к шрифтам с хвостиками или же к стильным и актуальным шрифтам. Это говорит об их эмоциональном состоянии в моменты выбора шрифта.

Размер шрифта также многое может сказать пользователю. К примеру, крупные шрифты могут показаться несерьезными и произвести впечатление неуверенности, словно автор просто хотел заполнить страницу. В то же время более мелкие шрифты оставляют хорошее впечатление и хорошо подходят для передачи мощного посыла. Руководствуясь вышеописанными советами, выбирайте шрифт, подходящий вашему документу!

Автор статьи Ayaz Malik

Перевод — Дежурка

Смотрите также:




Комментарии

  1. Сергей Токарев
    Thumb up Thumb down 0

    Спасибо! Про Comic Sans очень полезная информация =)

    Ответить

  2. Алексей
    Thumb up Thumb down +7

    Дежурка, очень много опечаток :( расстраиваете :(

    Ответить

  3. Роман
    Thumb up Thumb down +3

    Вы много пишите про шрифты и типографику, но почему у вас выключка в параграфах стоит justify?

    Ответить

  4. Анасасия
    Thumb up Thumb down +3

    Не со всем согласна. Гельветика, футура и готам — гротески.

    Ответить

  5. Андрей
    Thumb up Thumb down -1

    =-O Не уверен, что при размере шрифта 12рх межстрочное 4-6рх будет вообще читабельно. Наверняка автор имел в виду НА 30-60% больше, а перевели, что перевели. Поправьте.

    Ответить

  6. Xtray
    Thumb up Thumb down 0

    Шрифты без засечек и брусковые шрифты проиллюстрированы одной и той же картинкой =/

    Ответить

  7. Игорь
    Thumb up Thumb down 0

    Тоже был такой вопрос, то что сами делают не по правилам, но думаю зачем париться о том чтобы передать инфу тем кому она нужна

    Ответить

Оставить ответ


восемь − 8 =

Вставить изображение