Яндекс.Метрика

Дизайн-журнал №1. Актуальная информация для дизайнеров, веб дизайнеров, программистов и разработчиков сайтов.

Как мы читаем

7 сентября 2014 | Опубликовано в статьюшечки | 2 Комментариев »

Подумайте о том, что вы сейчас делаете. Серьезно! Остановитесь и подумайте об этом по-настоящему. Если ваши глаза бегут по строчкам, передавая в мозг полученную информацию, значит вы принимаете участие в разговоре, который мы с вами начали. Способом передачи информации в этом разговоре является шрифт, но вы также фильтруете полученный посыл через опыт ваших прошлых бесед. Вы вставляете слова в контекст. Также важно на чем вы читаете этот текст: распечатанным на бумаге, на экране телефона или перед компьютером. Для кого-то другого эти строки могут быть наполнены иным значением, хотя технически он делает то же что и вы.

Это самое интересное в тексте: цепная реакции времени и места, в которой вы являетесь катализатором. Конечно посыл текста зависит от его подачи, но именно вы должны наполнить прочитанные слова смыслом.

Шрифт и типографика не могли бы существовать без желания человека выражать и регистрировать информацию. Конечно, у нас есть и другие возможности, такие как речь или изображения, но шрифт в данном случае максимально эффективен, гибок, емок и переводим. В типографике заключено не только творчество, но и ремесленническая составляющая, и владение этим ремеслом помогает нам создавать правильные вещи.

Чтение — это чудесный комплекс действий, но как только мы научились читать, этот процесс становится для нас чем-то сродни мышечной памяти. Мы редко задумываемся об этом. Почти каждый из нас хотя бы раз писал текст, желая, чтобы его прочитали другие. Но думали ли вы когда-нибудь об опыте чтения этих людей?

Сейчас вы являетесь нашей аудиторией. А теперь задумайтесь о вашей аудитории. Одна из задач дизайна: привлекать и доставлять удовольствие. Мы должны пригласить читателя и убедить его остаться с нами. Какие же обстоятельства влияют на процесс чтения?

Читабельность

Если текст разборчив, это еще не значит что он читабелен. Разборчивость текста означает что его можно прочесть, но это все равно что называть съедобной кору дуба. Мы берем выше. Читабельность сочетает в себе эмоциональное воздействие дизайна и количество усилий, которые нужно приложить для прочтения текста. Вы наверняка видели комментарии типа «слишком много букв». Действительно объем текста является важным фактором в этой области и разнообразие типографики — тоже. Вместо того чтобы задаваться вопросом «Сможет ли пользователь это прочесть?», спросите «Захочет ли он прочесть это?».

Любое решение связанное с дизайном может снизить читабельность на вашем сайте, что заставит пользователей отказаться от чтения текста, и возможно даже возвестить об этом в своем статусе на фейбуке. Не позволяйте вашему дизайну вставать на пути желания ваших пользователей читать.

Предположим что мы убедили посетителя начать чтение текста. Но как нам сохранить их внимание и побудить прочесть информацию до конца? Давайте разберемся подробнее с тем что такое опыт чтения и как на него влияет дизайн.

Процесс чтения

Часто начинающие дизайнеры думают что пользователь читает текст в проекте так же как и сам дизайнер. Это распространенная ошибка. Вы можете провести уйму времени за разработкой правильного макета, выбором уместной типографики, подбором идеального интерлиньяжа и оформлением заголовков. Это конечно важно, но не ждите что посетители заметят это и увидят вашу работу именно так, как ее видите вы.

A normal paragraph of text
Просто скромный текст. Но что происходит на самом деле, когда кто-то читает его?

Дело в том, что чтение — куда более сложный и детальный процесс. Он зависит от того что нас окружает (находимся ли мы в кафе или дома) , от нашей занятости (скучаем ли мы или усердно работаем), от наших целей (ищем ли мы что-то конкретное) и т. д. Но чтение определяет не только то, что происходит с нами в данный момент, этот процесс также зависит от того как ваши глаза и мозг работают над информацией в тексте. Получаемый нами опыт во время чтения и то, что мы видим во время чтения — это две совершенно разные вещи.

Когда наш взгляд скользит по тексту, наш разум поглощает текстуру шрифта — сочетание негативного и позитивного пространства внутри букв и вокруг них. Мы не обращаем внимание на эти детали, в то время как мозг проделывает тяжелую работу по разбору текста и собиранию его в мысленную картину того, что мы читаем.

Так к чему же мы стремимся? Вы когда-нибудь были поглощены чтением книги, отчаянно не желая отрываться от текста? Хорошо написанная информация может запустить такой механизм, а хорошая типографика смажет шестеренки. Давайте посмотрим на чтение как на физический процесс!

Саккада и фиксация

Процесс чтения не линеен. Наши глаза совершают быстрые, скачкообразные движения, которые называются саккадами (как на картинке ниже). Иногда это большие скачки, иногда маленькие. Саккады помогают нашим глазам охватить большее количество информации за короткий срок. Длинна скачка саккады зависит от нашей сноровки читателя и от того насколько мы знакомы с предметом чтения. Возьмем к примеру научный доклад. Профессионал, хорошо знакомый с научными терминами, прочтет текст намного быстрее, чем обычный читатель, не знакомый с используемыми формулировками.

Paragraph showing saccades or the movement our eyes make as we read a line of text
Саккады это прыжки, которые совершает наш взгляд, двигаясь вдоль текста.

Между прыжками саккад наш взгляд останавливается на доли секунды. Эта остановка называется фиксацией (смотрите картинку ниже). Во время фиксации мы четко видим несколько символов, а остальной текст оказывается не в фокусе. Наш мозг собирает эти фиксации воедино, чтобы моментально расшифровать информацию из текста. Все это происходит рефлекторно.

Paragraph showing the fixations or stopping points our eyes make as we read a paragraph
Фиксации — это милисекундные остановки между прыжками саккад.

Формы букв и формы, которые создают буквы, складываясь в слова и предложения, могут значительно воздействовать на нашу способность расшифровывать текст. Если мы возьмем несколько строк текста и закроем верхнюю часть букв, читать станет очень сложно. А вот если скрыть нижнюю часть, мы все еще сможем читать, не прилагая особых усилий.

Paragraph showing how the upper half of letters are still readable to the human eyes

Все потому что большая часть идентифицирующих букву штрихов находится в ее верхней части. Сочетание всех элементов букв в слове создают форму слова, которую мы узнаем при чтении.

Когда мы начинаем подсознательно распознавать буквы и слова, скорость нашего чтения увеличивается. Человек читает лучше то, что читает больше всего.

Чем больше незнакомых символов и сочетаний мы встречаем в тексте, тем медленнее читаем. Если бы мы отправились в средневековье с современной книгой, набранной новым sci-fi шрифтом, у средневековых читателей возникли бы трудности с ее прочтением. Хотя для нас чтение такой книги не составило бы особого труда.

Именно поэтому нам обычно сложно различить чужой почерк, в то время как прочтение собственного текста, написанного от руки, не вызывает трудностей.

Three paragraphs of handwritten text
Нам хорошо знаком собственный почерк, поэтому мы легко его читаем, в то время как у кого-то другого с этим вполне могли бы возникнуть сложности.

Было проведено множество исследований, посвященных чтению, но исследователи далеко не во всем пришли к соглашению. Легкое чтение зависит от различных факторов, начиная с задачи, которую читатель хочет выполнить. Некоторые исследования показывают что мы читаем по форме слов — картинке, которую составляет слово; другие говорят, что мы расшифровываем информацию буква за буквой. Но большинство ученых согласны с тем что легкость чтения зависит от визуального ощущения и точности настройки текста, в сочетании со сноровкой читателя.

На картинке ниже попробуйте прочесть текст, составленный из всех заглавных букв. Наш опыт чтения может отличаться, однако большинство из нас не привыкли читать текст заглавными буквами. Сравните с текстом, который написан строчными буквами. Все дело в том, что заглавные буквы имеют блочную форму и между ними не возникает ощутимого контраста, в то время как строчные буквы ощутимо отличаются друг от друга и их легче узнавать.

Paragraph illustrating the difficulty of reading text in all caps
Читать строчной текст намного легче чем прописной.

Paragraph showing how words are recognizable by the shapes they form
Разница между заглавными буквами намного меньше чем разница между строчными.

Очень поучительно понимать какое влияние на читателя имеет выбор шрифтов и верстки. Такие мелочи как расстояние между буквами может сделать чтение более приятным. Лучшее для дизайнера — это когда читатель не замечает его решений, когда пользователю легко и удобно, а вы донесли до него то, что хотели.

Итоги

Типографика на экране отличается от печатной. Читатель имеет дело с двумя важными факторами: окружающая обстановка и устройство. К примеру, пользователь может в солнечный день читать текст в парке с телефона. Или же может находиться в темной комнате и читать титры с экрана телевизора. Как дизайнеры мы никак не можем повлиять на то где и на чем будет читаться текст, как бы нам не хотелось настроить контрастность и яркость каждого в мире монитора.

Лучшее решение — проработать типографику таким образом, чтобы она смотрелась максимально хорошо во всех случаях. Попробуйте предвидеть самые разные ситуации вплоть до лунного затмения.

Автор статьи Jason Santa Maria

Перевод — Дежурка

Смотрите также:




Комментарии

  1. джукакабубу
    Thumb up Thumb down 0

    ...передавая в мозг поДученную информацию...

    (Подучили и передаем)

    ...Почти каждый из хотя бы раз писал текст...

    (Из Магикан?)

    ...и возможно даже возвестить об этом в своей статусе на фейбуке.

    (Попрошу не трогать мою статусу! Фейбук это каталог фей?)

    ...Длинна сачка саккады зависит от нашей сноровки...

    (Сачок Саккады, это что-то связаное с мочеиспусканием?)

    ...с двумя важными факторами: окружающая обстановки и устройство.

    Ответить

Оставить ответ


− четыре = 4

Вставить изображение