Яндекс.Метрика

Дизайн-журнал №1. Актуальная информация для дизайнеров, веб дизайнеров, программистов и разработчиков сайтов.

Как создать шедевр, или Кто такой дизайнер?

28 октября 2011 | Опубликовано в Веб-дизайн | 9 Комментариев »

Поиски вдохновения, новой идеи, идеального решения дизайн-задачи — об этот периодически болит голова у любого профессионала-дизайнера, будь то веб-мастер, полиграфист или модельер одежды. У каждого из нас есть свои хитрые и не очень способы выхода из творческого кризиса. Сегодня же я предлагаю узнать, какие варианты решения этой проблемы предлагает наука о дизайне.

Два слова о дизайне и образах

Дизайнер — связной между мирами искусства и практики, посредник между художественным и научным. Время от времени любой человек оказывается во власти художественных образов — то ли засмотревшись на причудливый танец снежинок в свете фонаря или на лучи солнца, пробившиеся сквозь лесной покров, то ли просто зачитавшись книгу и напрочь позабыв про выкипающий кофе. 

Эти образы, рукотворные и природные, способен замечать и чувствовать каждый. Но лишь дизайнер умеет не только увидеть художественный образ, но и материализовать его, перенести в мир вещей.


Картина «Дорога домой»

Его задача состоит не только в том, чтобы учесть все композиционные, цветовые, типографические нюансы, продумать грамотный пользовательский интерфейс, навигацию и прочий функционал. Это удел шабашников, ремесленников. Истинный дизайнер каждой работой стремится хоть на каплю пополнить чашу культуры, внести что-то новое в социально-культурное развитие своей отрасли. Дизайн изменяет мир и человека в частности, причем захватывая как физическую его сферу, так и ментальную. Дизайнеру заказывают не мост, но переправу, не светильник, но освещение.

Что помогает в поиске решения?

Ни в одной книге, ни в одном руководстве не встречались мне советы о том, как вдохнуть в дизайн душу, зажечь искорку, или, говоря языком научным, передать художественный образ. Это логично, скажете вы, ведь все мы — люди-человеки, все разные, у каждого свое видение мира, восприятие окружающего. Понятие «красоты» изменяется от века к веку, от континента к континенту — то, чем восторгались три тысячи лет назад наши предки, сегодня зачастую представляет чисто музейный интерес, да и шедевры современной культуры племени Мумба-Юмба для нас — всего лишь забавные сувениры.

Интернет сметает границы и расстояния, темпы развития технологий смешивают временные слои, позволяя дизайнеру поддерживать культурный кругозор на достаточном уровне, развивая тем свою интуицию — если, конечно, он стремится к развитию. Это позволяет применять любопытные приемы в поиске новых дизайн-решений. Я встретила их, перечитывая книгу Инны Розенсон, преподавателя СПБГУКИ, под сухим и скучным названием «Основы теории дизайна». Несмотря на всю заумность и тяжелую терминологию книги, я ее люблю нежно. Позволю себе рассказать вам о тех приемы поиска вдохновения, которые предлагает Инна Александровна:

1. Ситуация выставки

Разрабатывая дизайн, попробуйте мысленно включить его в ряд образцов современной культуры. Не обязательно подобных вашему проекту или подходящих к нему по смыслу, но непременно новых, мощных, современных. Пусть это сочетание будет удивительным, несуразным, невозможным в принципе — отпустите свое воображение. Создав такую воображаемую ситуацию, вы можете неожиданно для себя увидеть новые композиции и необычные сюжеты. Отбрасывая рефлексы друг на друга, и на ваш проект в том числе, «экспонаты» этой выставки в вашем сознании выделят и подчеркнут самые актуальные тенденции и социокультурные направления.

Работа ~wow-dg 

2. Ситуация музея

Так, а теперь попробуем наоборот, поставить наш проект в один ряд с его историческими прототипами. Представьте, что ту же задачу вам надо было выполнить 10, 50, 100, 100500 лет назад. Как бы это выглядело и почему? Как развивалось это направление и куда стремится? Не пожалейте времени, поднимите реальные данные, гугл вам в помощь. Анализируя временные изменения, вы с удивлением можете обнаружить интересные обстоятельства: возможно, на каких-то этапах развития некоторые ответвления были отсечены технологической невозможностью реализации, либо просто случайным стечением обстоятельств. Но сегодня они могут дать толчок вашей творческой мысли, предложить неожиданное направление инновации.

Изображение взято с evolutionofweb

3. Посмотрите чужими глазами

Создание дизайна — только один из этапов процесса создания продукта, будь то сайт, обложка, одежда или архитектура. В процессе участвует множество людей, вплоть до конечных пользователей. И все они могут так радикально повлиять на конечный результат, что автор потом сам не узнает своей идеи. Очень полезно посмотреть на ваш дизайн-проект глазами других специалистов, чтобы пройдя все этапы ваш проект не изменился до неузнаваемости только потому, что был несколько раз адаптирован к техническим и экономическим возможностям производства. Поставьте себя на позицию каждого из участников цепочки, и, возможно, тогда не произойдет искажения изначального замысла. Это еще раз доказывает, что дизайнер должен разбираться во всех этапах производства проектируемого продукта. И хорош спорить, должен ли веб-дизайнер уметь верстать!


Работа Dědeček

4. Сроднитесь с проектом

Это сложновато понять, но попробую объяснить. Еще в художественной школе я заметила, что работы всех учеников были похожи на них самих. Рисуя, художник изображает на холсте свои чувства, настроение, мировоззрение. Это легко происходит в прикладном искусстве, но зачастую теряется при использовании цифровых технологий. Современному дизайнеру необходимо научиться чувствовать создаваемое им, связать себя с работой, вжиться в нее. Именно тогда и происходит то таинство одухотворения дизайна, о котором мы говорим «тут есть искорка!» Переживайте с работой все те манипуляции, что проделываете, прорастите вместе с ней, помогите ей родиться.

5. Проводим аналогии

Вот тут вам пригодятся разнообразные творческие подборки для вдохновения. Но не совсем такие, как мы привыкли. Чтобы избежать клонирования идей, попытайте счастья в других сферах искусства — в современной поэтике, риторике, архитектуре, актерском искусстве. Проводите аналогии между приемами, используемыми мастерами иных жанров, пропуская их через себя — такие аналогии менее бросаются в глаза и приносят значительные плоды.

Подведем итоги

Итак, что рекомендует нам наука для того, чтобы создать шедевр дизайна?

  • — выстройте горизонтальный ряд объектов, современных проектируемому, близких не столько по назначению, сколько по уровню и стилю
  • — поднимите вертикальный, исторический ряд прототипов, отследите тенденции
  • — рассмотрите проект с точки зрения каждого исполняющего звена
  • — прочувствуйте внутреннюю логику самого объекта
  • — проведите аналогии между особенностями вашего проекта и приемами повышения выразительности из других областей искусства и культуры

Напоследок — пример из жизни.

В конце 50-х годов знаменитый архитектор Ле Корбюзье построил в Токио здание Музея современного западного искусства, которое, по мнению специалистов, значительно повлияло на национальную японскую архитектуру. Парадокс этот объясняется тем, что здание музея сыграло роль зеркала, в котором японцы увидели по-новому отраженные собственные, национальные традиции, ту их сторону, которую ранее не замечали за внешним подобием чисто формальных средств. Ле Корбюзье увидел национальную архитектуру Японии глазами европейца и, переосмыслив ее, воплотил свое понимание японской архитектуры как темы в конкретном архитектурном образе. Это позволило японцам, смотревшим на свою традиционную архитектурную систему всегда только изнутри, выйти ее за пределы и охватить сознанием, преобразуя ее в себе.

Удачного вам творчества!
Ваша Дежурка




Комментарии

  1. Карамба
    Thumb up Thumb down -8

    Комментарий скрыт из-за рейтинга

    Ответить

  2. Карамба
    Thumb up Thumb down -11

    Комментарий скрыт из-за рейтинга

    Ответить

    Olga Ответ:

    Thumb up Thumb down +4

    Карамба, а не подскажете, в чем именно вы узрели рекламу гугла? Во фразе «гугл вам в помощь»? Я использовала ее как идиоматическое, общеупотребительное выражение. Или вы считаете, что все, кто так говорят, рекламируют гугл?

    Мне, в общем-то, вообще все равно, каким поисковиком вы пользуетесь. Статья совершенно не о том, советую перечитать ее еще раз.

    Ответить

    Карамба Ответ:

    Thumb up Thumb down -19

    Комментарий скрыт из-за рейтинга

    Ответить

    Olga Ответ:

    Thumb up Thumb down +1

    От блин! Надо больше работать надо политкорректностью :-D

    Использовать фразы типа белой упаковки «обычного стирального порошка» :-D

    Ответить

  3. Николь
    Thumb up Thumb down +4

    Эхм. Да нет тут никакой особой рекламы.:) Хорошая статья, спасибо, Дежурка!

    Ответить

  4. Карамба
    Thumb up Thumb down -2

    Политкорректность — это как материнская ласка, или если грубо, то как мёд на сердце.

    Вот такая у вас интересная аудитория добавилась к читателям ;)

    Ответить

    Olga Ответ:

    Thumb up Thumb down -3

    Это замечательно — всегда приятно пообщаться с разумным собеседником =)

    Ответить

  5. DME-87
    Thumb up Thumb down +8

    Жесть, (я про рекламу и полит корректность)

    А по поводу "И хорош спорить, должен ли веб-дизайнер уметь верстать! "

    Не хрена не хватит, ибо когда я делаю дизайн естественно я делаю его с расчетом на то что его нужно будет верстать дошло даже до того что я его делаю в двух разрешениях. Со всеми сетками направляющими и прочим. Хреначю основные иллюстрации в группы ибо как правило их приходиться рисовать с нуля. Я не умею верстать (в смысле сидеть и писать код). Однако я прекрасно знаю возможности современной верстки. Мои же практики в этом жанре ограничиваются дивно табличной версткой.

    И когда я слышу Что мол да вот этот элемент можно сделать на таблице но на таблице сейчас не модно а модно на дивах так что давай упростим дизайн. Честно после такого предложения мне нередко хочется посмотреть как выглядит стоп кадр моей кофеварки разлетающейся об голову верстальщика.

    На мой взгляд проблема не в том что дизайн не приспособлен для верстки а в том что программисты и верстаки привыкли верстать так Шапка три столбца подвал и по другому не хотят. Это же надо учить новые способы верстки, применять необычные фишки учиться искать не стандартные решения, развиваться. Зачем? когда можно сказать дизайнеру убери вон ту х-ню, а то она у меня столько времени убьет и давай углы на блоках квадратные сделаем.

    Ответить

Оставить ответ


7 + = двенадать

Вставить изображение