Flash и HTML5 для клиентов, разработчиков и пользователей. Откручиваем гайки
13 декабря 2012 | Опубликовано в Flash | 88 Комментариев »
Ни для кого не секрет, что HTML5 пытается занять свою нишу в интернет индустрии и это у него отлично получается. Но я сразу хочу развеять миф номер один о том, что HTML5 призван заменить Flash. Можете ли Вы утверждать, что чай способен заменить кофе? Зачем же тогда сравнивать Flash и HTML5?
Миф номер 1: «Flash умирает?»
Утвердительно ответить на этот вопрос могут лишь те, кто никогда не задумывался или просто не знают о современном призвании Flash, его прошлом и будущем.
Все анимированные «появления» надписей и меню можно было делать еще в начале 2000-х годов на HTML. Тогда еще никто не знал таких модных слов, как HTML5 и, как следствие, не ругали Flash.
Сейчас все тот же старый добрый HTML 99% человек называют именно HTML5. Это говорит о технологической безграмотности. Для тех, кто никогда с этим не работал — это нормально, позволительно и простительно. Но для профессионалов, которые зарабатывают на этом деньги — подобно ошибке хирурга. Вы где-то видели, чтобы врач вместо скальпеля у медсестры просил нож или пилу? Лично я не хотел бы попасть к такому «специалисту».
Теперь давайте разберемся, почему большинство программистов используют Flash, если есть и другие альтернативы.
Ответ: простота реализации, скорость и цена. Исходя из этого, клиенты всегда выбирали Flash – быстро, качественно и с гарантией. Ведь, если говорить о JavaScript/CSS/HTML, то они работали и продолжают работать не везде одинаково. В одном браузере смещение на 1 pixel влево, на другом — вверх. В третьем – вообще может не отобразиться.
Плюс Flash в том, что как бы Вы его не размещали, в браузерах он отображается всегда одинаково. А то, что он, якобы, тормозит и иногда вызывает Crash плагина – это недоработка именно того человека, кто делал баннер, игру или анимацию, а не компании Adobe. Попробуйте встроить несколько картинок 2880×2880 в браузер через HTML и произвести JavaScript анимацию. Эффект будет точно такой же – низкая производительность.
Миф номер 2: «Flash и мобильная платформа. Нет совместимости?»
Что же касается отображения Flash на мобильном устройстве — не все так просто. Из-за нерадивых разработчиков, которые умудрялись в простые 240×400 баннеры вставлять Full HD видео, применяли 50 эффектов — Flash начинал тормозить. HTML, для справки, вообще бы замертво повис.
В результате такой некомпетентности других разработчиков, Adobe отказали от использования Flash на мобильных платформах в качестве плагина для браузера. Ибо, доверие подорвано уже и к тем, кто в силах сделать действительно стоящий продукт.
И так, самое главное – Flash все же работает на iOS и Android. Причем на Android, даже в браузерах. Правда, его решили извлечь из новых версий ПО Android. Но связано это не с производительностью, как хотели бы того ценители розовых шарфов и белых корпусов для телефонов, а с переквалификацией компании Adobe в подразделении Flash Player Runtime.
Для поддержки Flash Player на мобильных платформах потребовалось бы создавать новый отдел из множества человек. К тому же, поведение Flash Player непредсказуемо на мобильной платформе. Непредсказуемость его связана не с самим программным обеспечением, а с умением сторонних разработчиков делать свою работу.
Вернемся к началу мифа номер 2, где я писал про баннеры 240×400. Представьте, что Full HD видео запустили бы в баннере на телефоне. Образно говоря, мобильный телефон просто задымился бы. Но не из-за Flash-плагина, а из-за того, что сделали во флеше «горе-аниматоры».
И все-таки, работает ли Flash на мобильной платформе?
Тут начинается самое интересное! Существует такое программное обеспечение, как Adobe Air. Именно оно и позволяет создавать Flash-приложения, которые встраиваются не в браузер, а скачиваются как обычная программа из AppStore для Apple-девайсов и GooglePlay для Android. Если Вы опытный разработчик – Вы запросто поместите его на полку магазина приложений. А игроки и знать не будут, на чем оно сделано. Да и правильно – им важнее поубивать всех зомби, собрать монеты и услышать пару веселых звуков, чем интересоваться как, кто и за сколько делал приложение. И они никогда не узнают технологию изготовления.
Недавно я был участником конфликта с клиентом, которому потребовалось создать игру для iPad. Клиент показал игру Machinarium и сделал запрос о разработке. Если я и берусь за iOS / Android разработку – делаю это на Adobe Air. Клиенту сразу об этом сказал.
В ходе беседы мы плавно перешли на спор. Его позиция была такова, что Flash тормозит и не работает вообще на iOS. Я ему доказал, что Machinarium была сделана на Flash и собрана под Adobe Air. Плюс еще и в том, что она вышла и на Android, PC и MacOS без трудозатрат со стороны разработчиков. Adobe Air одинаково работает как на мобильной платформе, так и на компьютере. Клиент был дико удивлен. Однако мои чувства разработчика были оскорблены, я отказался от клиента. Из соображений трудозатрат и прибыли – с такими людьми лучше не работать. Себе дороже.
Кстати, есть такая игра Clear vision. Её сделал мой знакомый разработчик из CША. Мы с ним познакомились, когда вместе подавали заявку на участие в Adobe pre-release — программу для разработчиков.
На сегодня он заработал на Clear vision более миллиона долларов. Игра издается от FDG Entertaiment. И сделана она тоже на Adobe Air . А это, не что иное, как Flash. Для затравки аудитории – он опубликовал Flash-версию игры в браузере. Еще одно из преимуществ. Из одного файла Вы легко делаете 2. Один для iOS, другой для Web.
Почему нет места HTML5 в рекламе, а используется только Flash?
Сайты создаются и существуют в 90 из 100 случаев благодаря рекламе. Изучив определенный спектр технологий, пришел к простому заключению: 7 рекламных позиций из 10 делают на флеш, 2 — из статического jpg или минимально анимированного gif. И 1 позиция — это просто текстовая информация. Заметьте – тут нет места HTML5. Спросите, почему?
Рекламой занимаются площадки, которые от клиента принимают всего лишь 1 файл для размещения на 1 баннер. Если мы говорим о Flash – это всего один файл формата swf, который содержит в себе все необходимое. Представьте, что у Вас своя площадка и в месяц Вы обслуживаете 500 клиентов. Условно это будет 500 файлов, которые работают у всех совершенно одинаково. Это и привлекает к Вам клиентов. Их реклама будет как на ноутбуке видна, так и на стационарном компьютере. А у кого мобильник – ставится jpg/gif заглушка. Редкий посетитель с iPad перейдет по баннеру на Ваш сайт. Ради таких переходов лично я не вижу смысла тратить свои финансы на доработку рекламных баннеров под новые модные технологии, т.к. не будет окупаемости в принципе.
Что же будет, если реклама перейдет на HTML5? Все очень просто. Будет хаос. Для появления простых картинок и графической надписи с дальнейшим её изменением, Вам придется предоставить на площадку 5-10 файлов как минимум. Это еще не гарантирует, что во всех браузерах реклама будет выглядеть совершенно идентично. Лично я бы не хотел рекламировать свои услуги таким образом, когда один человек видит картинку ровно по центру, а другой — немного иначе.
А на месте рекламной площадки – не хотел бы для каждого клиента создавать папку на сервере, где будут храниться все файлы только для одного баннера. Представьте, 500 клиентов — это 4000 файлов в среднем. Равносильно женской сумке, когда в ней кроме необходимых вещей, лежит еще и зонтик летом в солнечный день, перчатки и шапка, забытые там зимой. Кстати, видел редактор html5 баннеров. По мифическим причинам сделан он был на Flash 11.4, а это значит – буквально в середине осени 2012 года. Как я не ухитрялся с ним поработать – баннеры получатся для «галочки». Такое «качество» не принимали клиенты уже в 2003—2005 годах. Куда с ними «размещаться» сегодня? Но вопрос не в этом. Если Flash так плох – зачем на нем сделали редактор HTML5 баннеров?
Где теперь будет Flash?
А теперь давайте поговорим о будущем и настоящем флеша. Несомненно, HTML5 изрядно потеснил флеш, и шагает с ним в ногу в web разработке. Но только в большинстве случаев. Не во всех.
В дальнейшем Flash будет меньше использоваться в простых анимациях. Но он не дематериализуется. С новой силой и мощью он переходит в игровую индустрию с консольным качеством графики. Конечно, простые web игры уровня 2003 -2006 года — можно делать и на HTML5. А многие вообще на HTML. Только этим будут заниматься те, кто вообще про Flash ничего не знает. Или сторонник новых технологий, для которых главное не качество, а вывод на экран надписи «работает». Для справки – на iOS промежуток в web между нажатием на кнопку и отклик от неё – проходит около секунды. Связано с тем, что система должна определить действие. Либо нажатие, либо скроллинг страницы и т.д. Играть в web игры на мобильном устройстве уже не получится.
Тогда зачем лишать себя качества игры на Flash в браузере, заведомо зная, что лучше технологии не существует? Конечно, есть еще Unity3D. Но данное программное обеспечение не очень популярно. И оно так же не работает на мобильном устройстве в браузере. Но об этом никто не знает. А как следствие – не проводит дебаты.
Посмотрите на автомат Калашникова. Сколько лет он используется и до сих пор показывает отличные результаты. Не буду скрывать – есть аналоги игр, которые из Flash переделали под HTML5. Однако, данная переделка не принесла пользы – Flash показывает высокую производительность. В свою же очередь, клон игры на HTML5 напоминает слайд-шоу.
Глядя правде в глаза — как можно получить хоть какую-то прибыль, если за такую игру клиент и доллара не заплатит, а люди играть не захотят.
Во Flash уже относительно давно появилась возможность прямого доступа к видео карте, что открыло грандиозные возможности использования 3D-графики прямо в браузере. Абстрагируясь от умных слов и
терминов, просто скажу как есть – появилась поддержка GPU-рендеринга. Только представьте себе – Counter Strike или World of Warcraft в браузере. Абсолютно ничего не надо скачивать для игры. Вошел
и сразу играешь.
Вероятно, сторонники WebGL могут сказать – 3D доступно и без Flash. Только есть проблема. Сплошные ограничения, низкая производительность. На Intel Core i5 HD3000 я вижу примерно 25 fps там, где флеш 60 показывает. На iPad2 и 3 почему-то в браузере он не работает. За iPad1 я вообще не говорю. Возникает вопрос – зачем нам еще одна модная технология, которая не работает на мобильном устройстве? Когда заработает – не ясно. Учитывая все наложенные ограничения – смысла в ней не будет всё равно.
На правах консультанта разработки и тестирования Adobe Flash Player Runtime, открою занавес на пару сантиметров. Сейчас готовится новая версия языка программирования для Flash – это будет совершенно новый ActionScript– версии 4.0, который будет иметь более высокую производительность. Будут введены некоторые логические и технические изменения в принцип написания кода. Общие понятия будут ближе приведены к С++ стандарту.
Что же касается вчера и уже сегодня – исходный код можно защитить от воровства, встраивать С++ модули для выполнения прямо в браузере. Чего невозможно сделать на HTML5.
И напоследок – все сложные приложения всё равно делали, делают и будут делать только на Flash по ряду причин:
- — Грандиозные возможности работы с микрофоном, вебкамерой.
- — Возможность на Flash создавать приложения для Multi-touch экранов, программы для offline использования с беспроблемным переводом приложения в web или на мобильное устройство.
- — С помощью Flash под Adobe Air можно создавать приложения для работы с Kinect.
- — Работоспособность во всех браузерах с Desktop/Notebook платформ. А это более 90% устройств, которые используют посетители веб сайтов. В моем случае – клиенты моих клиентов.
- — Возможность защитить передачу данных и контента от воровства.
- — Кроссплатформенность. Вы можете сделать приложение для работы в браузере, скачиваемое на компьютер из AppStore или GooglePlay. Работать будет аналогично на всех платформах. Вам нужен всего 1 разработчик под все платформы. А не 1 человек на одну платформу. Уже экономия в 3 раза минимум.
13 декабря 2012 в 16:02
Комментарий скрыт из-за рейтинга
декабря 13, 2012 at 7:46 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
13 декабря 2012 в 18:17
Статья ни о чем. Автор и сам не сильно разбирается о чем говорит.
декабря 13, 2012 at 7:45 пп
Это ты как определил? На основании того, что статья не твоя? Или у тебя есть факты, подтверждающие обратное?
декабря 13, 2012 at 9:39 пп
Статья как раз о чем надо.
Автор как раз разбирается.
Только он забыл упомянуть про объем кода, даже для простых вещей (например слайдер),
сравните портянку HTML+ CSS+JavaScript (JQuerry) под все браузеры с кодом Flash (да и отладить проще по отдельности).
И еще. А что такого появилось в HTML5 чего до этого не было в связке HTML+CSS+JavaScript
и почему Flash не умер раньше?
декабря 14, 2012 at 10:44 дп
Как раз наоборот — вполне конкретно и понятно описано по пунктам, почему флэш не мертв, и почему не следует наслушавшись диванных теоретиков с форумов, кричать «Ололо, теперь флэш соснёт у HTML5». Ещё и написано настолько доходчиво, что поймёт даже домохозяйка.
Так что отличная статья.
января 21, 2013 at 8:17 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
13 декабря 2012 в 20:05
Я знаю автора лично, и могу Вас всех уверить что он знает что говорит.
Сравнивать HTML5 и Flash, это все равно что сравнивать самолет и автомобиль, они оба служат для перемещения только используются по разному.
В данной ситуации Flash — это самолет, хотя бы потому что в нем нет такого понятия как «поддержка кроссбраузерности», на нем летают профессионалы а HTML 5 это просто средство передвижения обывателей.
декабря 22, 2012 at 3:20 пп
И все же осмелюсь заявить, что ни Вы, ни автор до конца не понимаете ситуации. Стандарты HTML 5.0 и Canvas2D были утверждены буквально на днях (17-го декабря), а на момент публикации статьи еще не был утвержден, в то время как Flash уже 16 лет, а самой технологии векторного морфинга на 10 лет больше. То, что HTML5 пока не очень хорошо летает и имеет проблемы совместимости вполне закономерно. Насколько шустрой была первая alpha-версия Flash? Я уже молчу про кросплатформенность.
То что Flash не R.I.P. — очевидно, и еще несколько лет поживет определенно. Предыдущий «убийца флеша» — Silverlight не взлетел из-за того, что являлся тем же самым флешем, только в профиль. HTML5 имеет все шансы так как это другая технология, которая к тому же будет нативно поддерживаться браузерами без сторонних надстроек.
Так что такое сравнение будет актольно только тогда, когда для HTML5 появятся удобные IDE и фреймворки.
P.S.: Судя по стилю статьи можно подумать, что автор работает в Adobe.
сентября 3, 2013 at 2:20 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
14 декабря 2012 в 15:48
Аплодирую!)
Прям бальзам на душу, ах#енно жду AS4!
14 декабря 2012 в 18:14
Автор молодец, все правильно изложил. Я считаю что Адоб сделал самое правильное решение переназначив флеш на игровую индустрию. А то, все еще сидели и делали бы баннеры всех размеров и промо веб-сайты.. бррр...
Я всегда делал игры, но из за низкой возможности монетизации приходилось делать заказы на сайты и всякую мелочь, но сейчас все кардинально изменилось по приходу смартфонов. Появились просто огромные количества пути реализовать свои идеи и задумки на различных платформах сразу будь то это веб или десктоп или мобильник. Поэтому я не верю этому бреду насчет похорон флеш платформы.
PS. для интересующихся по разработке игр и ПО на базе флеш технологий на различные платформы могу добавить несколько ключевых фраз по которым они могли бы поискать информацию и пищу для ума: Stage3D, StageVideo, AIR, Adobe Native Extension (ANE), FlasCC, Starling, FeathersUI, Away3D, Citrus Engine, Ash entity framework, Adobe Scout. А также не поленитесь и заведите себе твиттер аккаунт и подпишитесь на след. аккаунты: @thibault_imbert, @FlashDailyNet, @eaflash, @danielalbu, @triqui
15 декабря 2012 в 10:48
ALeXVoz повидимому хороший прием «дежурки» для поднятия полемики в комментариях
Статься хорошая, автор доходчиво аргументировал свою точку зрения. Большое спасибо.
17 декабря 2012 в 20:16
Сразу скажу, я часто занимаю сторону тех кто кричит «Flash — умирай», часто но не всегда. Рассмотрим некоторые стороны «стандартного» применения Flash:
1. Реклама — горите в аду со своими Flash баннерами. Худшее на мой взгляд, что когда либо делали с Flash — это баннеры. Хвала тому человеку который придумал резать рекламу, эти прыгающие на тебя автомобили, девушки, духи и прочая хрень мало того что просто бесит, так еще и трафик захламляет. Flash — умри.
2. Использование простой и средней (!) анимации (всплывающее меню, двигающиеся элементы, паралакс и т.д. ), слишком толсто для страницы и слишком далеко спрятано от поисковиков. Flash — умри.
3. Игры. Главное FPS и максимального качества графика для пользователей, защита для разработчиков, тут я даже спорить не буду, Flash действительно хорош.
4. Приложения. Тут очень спорно все, зависит от приложения, надо рассматривать каждый случай в отдельности.
Итого: использование flash везде где он не нужен, использование flash не профессионалами — дизайнерами, которые с удовольствием вставят HD в слайдер не позаботившись о скорости, приводит к таким холиварным темам. Flash конечно не умрет, но он должен использоваться по назначению, Flash обязан умереть в простых задачах, чтобы максимально сконцентрироваться на действительно сложных задачах в которых без него никак.
17 декабря 2012 в 22:15
Дмитрий, ну вот приятно читать. Только Flash умри не надо писать Ибо шансов увалить html5 больше
Да и на счет рекламы не стоит гнуть палку. Если не будет баннеров — не будет рекламы. А не будет рекламы — то и сайтов не будет, которые платят за размещение. А без этого и заказов на логотипы, сайты, форумы и у простых девелоперов не будет)
декабря 17, 2012 at 11:59 пп
Ну умри, может конечно и малость перебор, но это эмоциональная окраска негодования =).
По поводу рекламы, есть шикарная статичная реклама, красивый JPG может затмить любую флешку. В последнее время радует плавный переход от эпилептической рекламы в сторону красивых дизайнерских рекламных постеров. Еще очень нравится, когда рекламу встраивают в сайт (очень часто меняют фон header, реже цветовую схему скелета). Так что способов сделать красиво много, было бы желание, а пока многие руководствуются (работал в рекламном агентстве) принципом утром прислали материал через час дизайнер тебе уже кидает дергающийся высер, потому что времени нет сделать качественно (еще кучу тикетов висит не закрытых), а тебе потом стыдно это на сайт ставить, вот ничего хорошего и не получается.
января 2, 2013 at 1:25 пп
Я как идеалист еще добавлю. И пусть вместе с флеш-баннерами умрут все эти убогие баннеры, и пусть их не будет! И пусть не будет ТАКОЙ рекламы! И пусть не будет ТАКИХ сайтов! И пусть не будет ТАКИХ заказов на ТАКИЕ логотипы, ТАКИЕ сайты, ТАКИЕ форумы, и, да гори они в аду, пусть же не будет ТАКИХ девелоперов!!!
Насколько же чище тогда станет интернет! Просто мечта!
января 2, 2013 at 1:29 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
января 2, 2013 at 2:41 пп
Интернет не с рекламы начинался. Так же как радио и телевидение. И в своей фундаментальной основе отнюдь не ради такой (я подчеркиваю, что реклама бывает разная, и сейчас мы обсуждаем именно навязчивые и не очень баннеры на всех подряд сайтах определённого рода), повторюсь, не ради такой рекламы всё это делается, и не за счет такой рекламы существует.
Большинство сайтов в нынешнем интернете не имеют права быть, и не будь такой рекламы, не было бы и этих сайтов. Что, на мой взгляд, было бы только благом. Только это уже выходит за рамки темы статьи.
Напомню, что это всего лишь идеология, которая способствует созданию различного рода блокираторов всякого рода рекламы как в сети, так и для ПО для различного рода цифровых тюнеров. А не будь рекламы, не пришлось бы тратить время как на её создание, так и на то, чтобы потом эти «творения» скрыть с глаз долой и уберечь свои уши.
января 2, 2013 at 2:44 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
января 2, 2013 at 3:31 пп
А у вас слова однокоренные со словом идеал на страницах в принципе не показываются, или вы их в голове отфильтровываете от остального текста?!
И да, я пользуюсь благами человечества, а не его убожествами, которые маркетологи называют «благами» в своих рекламных лозунгах, которые не проверку оказываются банальной ложью.
января 2, 2013 at 3:35 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
18 декабря 2012 в 0:13
Ну так ты определись кто сам-то по жизни. Творец или бизнесмен. Когда тебе присылают задачу на 5 минут и сдать её надо было вчера — тебя не будет интересовать красивость линии. Тебе важнее успеть заслать в mail.ru свой баннерок, иначе ты попадаешь на бюджет, который за пол года не заработаешь)
То, что у нас в рунете не делают качественную рекламу это не признак отсутствие умения делать её хорошо. Просто, как ты заметил, утром прислали — через час публикация. Это ключевое явление)
декабря 22, 2012 at 11:44 дп
Позвольте узнать, какова доля flash рекламы, по сравнению с HTML?
Ну вот прямо на примере google adwords.
декабря 22, 2012 at 11:51 дп
А я хотел бы знать примеры крупных агенств, которые принимаю баннеры в html формате. Я не имею ввиду просто текст выделенный жирным. А хотя бы, как минимум, с css/javascript анимацией.
декабря 22, 2012 at 11:54 дп
Еще раз — меня интересует доля рынка и размеры бюджетов, а не список агентств, давайте смотреть на вещи более абстрактно :)
19 декабря 2012 в 1:17
Флеш умирает не потому что html5 технически совершеннее или стоит где то рядом,
а потому что разработчики Flash не в состоянии предложить нормальное функционирование их платформы под те же ARM процессоры.
Да я знаю о том что есть плеер под ARM. Но он прибит туда таким кривыми гвоздями которые нивелируют преимущества платформы, в первую очередь из за того же энергопотребления.
Беда Flash как платформы в ее слабой портируемости под другие архитектуры.
А учитывая, что WEB сейчас в массовом порядке переползает с персональных компьютеров на мобильные платформы которые из себя представляют зоопарк решений (от ОС до железок), то со всеми преимуществами развитости API флеш RIP
И спасти его может только кардинальный рефакторинг кодовой базы платформы. Что осуществить сейчас Adobe не в состоянии.
мая 5, 2013 at 7:40 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
22 декабря 2012 в 9:03
Это хорошо что реклама делается на flash. Тем легче её отрезать :)
22 декабря 2012 в 10:28
Статья не плохая в защиту Flash, однако выводы отнюдь не соответствуют действительности:
— Возможность на Flash создавать приложения для Multi-touch экранов, программы для offline использования с беспроблемным переводом приложения в web или на мобильное устройство — именно это я своими руками делал и продолжаю делать при помощи не хитрых технологий, правда пока только под WebKit и PhoneGap.
— С помощью Flash под Adobe Air можно создавать приложения для работы с Kinect — мы сделали это для саммита АТЭС 2012 без особой магии.
— Работоспособность во всех браузерах с Desktop/Notebook платформ. А это более 90% устройств, которые используют посетители веб сайтов. В моем случае – клиенты моих клиентов — соглашусь, но границ все меньше.
— Кроссплатформенность. Вы можете сделать приложение для работы в браузере, скачиваемое на компьютер из AppStore или GooglePlay. Работать будет аналогично на всех платформах. Вам нужен всего 1 разработчик под все платформы. А не 1 человек на одну платформу. Уже экономия в 3 раза минимум — PhoneGap
декабря 22, 2012 at 11:48 дп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
декабря 22, 2012 at 12:01 пп
А я что-то сказал об играх? Я поправил ваши выводы, которые уже не актуальны. Кроме того, PhoneGap это всего лишь Wrapper для браузерных JS приложений. Ваш комментарий отнюдь не последователен и мало понятен.
22 декабря 2012 в 11:51
Слово «сайт» в статье встречается 2 раза.
Слово «приложение» 8.
Слово «баннер» 11.
Вот это именно эта тенденция говорит о том, что html5 побеждает flash (вытесняет его на другие рынки).
Борьбу за сайты он проиграл.
декабря 22, 2012 at 12:04 пп
Давайте подождем лета 2013 года И посмотрим. А пока все согласитесь с тем, что html5 не вытесняет флеш, а лишь занимает нишу, от которой флеш сам отказывается ввиду переориентации чисто на сложные решение.
декабря 22, 2012 at 12:10 пп
Флеш отказался от этой ниши, потому, что 90% мобильного трафика было у iOS, которая ясно дала понять — flash на ее платформе не будет.
Более того, в 2015 — половина посетителей этого сайта будут пользователи планшетов или телефонов, судьбу флеша на которых вы и так очень хорошо описали. Угадайте какие баннеры будут на этом сайте к тому времени? Если что подсказка Adobe Edge.
декабря 22, 2012 at 4:10 пп
Что такое Adobe Edge я знаю получше вашего, т.к. я принимал участие в её разработке
Меня не пугает 2015 год — к тому времени будет уже нормально работать html6 какой-либо и будут нормальные программы для работы в ПО)
декабря 22, 2012 at 5:00 пп
HTML6 не будет, у спецификации другая нумерация, человек, принимающий участие в разработке Adobe Edge должен такое знать :-D
декабря 22, 2012 at 5:02 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
декабря 22, 2012 at 5:15 пп
Да, вы правы. И что самое главное, вы подтвердили мое предложение, что Adobe Edge это инструмент, призванный заменить Flash, и удовлетворить потребность флешеров компоновать анимацию с помощью мышки и селекбоксов, разумеется с попыткой подсадить на него, тех верстальщиков, кому леньки делать анимацию самому. И привлекать опытных флешеров (и ленивых верстальщиков) для этого — достаточно разумно.
Нет, в этом нет ничего плохого, лично я это поддерживаю, но тенденция явно противоречит тому, что вы описали в статье. И подводит нас к тому, что на самом деле ресурсы компании Adobe тратятся не на портирование мобильной версии Flash плеера, что было бы разумно если все ставки сделали бы на него, а на разработку новых инструментов для html\css, подстилают солому флешерам?
декабря 22, 2012 at 5:21 пп
Для тех, кто в танке — Adobe Professional CS6 имеет CreateJS, который позволяет из Flash прямо в html5 конвертировать на canvas. Лично мне все равно, в чем отдавать клиенту рекламу. Что в js/html/css, что в swf — программа из одного исходника создает всё идентичное.
декабря 22, 2012 at 5:36 пп
Кажется, это вы не понимаете.
Adobe Professional CS6 — будет жить долго и счастливо — это хороший инструмент, им пользуется куча специалистов, в него вложено куча бабла.
А вот формат swf (то, что обычные люди называют Flash) — вымирает, и тенденция это достаточно четко прослеживается.
декабря 22, 2012 at 5:37 пп
:))))
Я расскажу, как человек, который с этим работает каждый день. Просят делать 2 сборки. html5 + flash и лепят на один сайт. Никто не просит «делаем только html5» На этом все и закончится.
декабря 22, 2012 at 5:41 пп
Вы и без меня прекрасно знаете, зачем нужна «html5» версия. И уж точно не потому, что у swf все хорошо :)
декабря 22, 2012 at 5:44 пп
Так ясное дело :))) Но не говорят «не делай мне flash». Хотят, чтоб работало у всех и везде. И на флеш обычно все равно больше функционала просят ;)
22 декабря 2012 в 12:35
Я, как линуксоид, исключительно за вытеснение флэша.
Ну не нравится мне, что он хавает столько ресурсов и постоянно падает.
Это единственное ПО у меня в системе, которое работает нестабильно.
------------------
Но единственное, что меня в статье поразило — последняя часть.
«Встраивание модулей C++»? Как они себе это представляют?
Тут всего один возможный вариант — собственный интерпретатор C++ в их псевдокод.
Но какой в этом смысл?
Я не сомневаюсь в их компетентности, в связи с чем не могу даже предположить, что они разрешат внедрение модулей, скомпилированных нативными компиляторами C++. Ведь это действительно повлечет за собой скорейшее и повсеместное избавление от флэша.
декабря 22, 2012 at 5:15 пп
Adobe не хотят поддерживать разработку на Linux. Default пользователь не поставит себе линукс никогда в жизни. А матерым админам похрену где порнушку смотреть.
Нативная компиляция С++ уже практикуется года так 3, как минимум. Все современные движки игровые позволяют делать экспорт во флеш. Unity, CryEngine, Shiva, Unreal Engine и другие — одним кликом генерируют swf файл, который внутри состоит из библиотек С++ и работают они быстрее даже во много раз, чем сам флеш.
Меня уже начинают бесить комментарии людей, которые всю жизни писали на html и тут им глаза открыли, а они в это не верят. Может вы еще не слышали, что во флеше есть мультипоточность? А как на счет работы с ByteArray? Представьте, что можно кодировать записанное с микрофона в любой формат. Пишите на с++ либу и вкомпилируете её во флеш. В итоге процесс «нативного» компилирования на С++ будет быстрее раз в 6 того, что можно самому через bytearray написать
декабря 22, 2012 at 5:38 пп
> Unity, CryEngine, Shiva, Unreal Engine и другие — одним кликом
> генерируют swf файл, который внутри состоит из библиотек С++
Бред. Не скажу про другие, но юнити интерпретирует весь код в ЭкшнСкрипт. Потом — в swf. Без всяких намеков на нативность платформе.
> Может вы еще не слышали, что во флеше есть мультипоточность?
> А как на счет работы с ByteArray?
Какое это отношение имеет к моему посту?
Объясню, что я имел ввиду:
Интеграция нативных DLLек в вэб-приложения — потенциальная уязвимость. Причем, позволяющая злоумышленнику делать не просто что-то, а что угодно. Только полный идиот может предоставить вирусописателям такую возможность.
декабря 22, 2012 at 5:42 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
декабря 22, 2012 at 5:44 пп
Странно. В документации было написано, что интерпретирует. Будет возможность — проверю.
декабря 22, 2012 at 5:51 пп
Мало ли что они пишут) Я декомпилятором смотрю. По факту — лишь объявление переменных. Точно так же, как при использовании нативных расширений для pc, macos, ios или android — только заголовки функций. А исполнящий код в библиотеках нативных лежит)
22 декабря 2012 в 13:06
Ни один из приведенных аргументов за исключением кинекта не убеждают. С учетом динамики роста мобильных платформ — у флеш сомнительное будущее
декабря 22, 2012 at 5:09 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
22 декабря 2012 в 14:02
Как пользователь, я только приветствую баннеры и рекламу на флеше — так их легче фильтровать флешблокерам или вообще можно от них избавиться, деактивировав плагин. А когда все баннеры и тем более всплывающая полноэкранная реклама будет на HTML5 — не знаю, что буду делать. Рекламу будет гораздо сложнее отличить от полезного контента.
декабря 22, 2012 at 2:17 пп
Вдогонку: «Во Flash уже относительно давно появилась возможность прямого доступа к видео карте, что открыло грандиозные возможности использования 3D-графики прямо в браузере.» — что это за БРЕД? Какой такой прямой доступ? Ни в одной операционной системе, где работает флеш, пользовательское приложение не может получить прямой доступ к ресурсам. Если автор путается в настолько базовых вещах, то как можно всерьёз воспринимать остальные аргументы в этой статье?
декабря 22, 2012 at 5:06 пп
Статья написана в первую очередь для тех, кто мало разбирается, но хочет какие знания почерпнуть. Stage3D работает напрямую с DirectX или OpenGL, которые в свою очередь отправляют всё в видео карту. Мне не надо писать химический состав хлеба, чтоб сказать, что его можно есть. Не так ли?
Загрузка текстур из Stage3D происходит напрямую в GPU — докажи обратное и я тебе пожму руку.
Что-то тут я смотрю собрались такие крутые знатоки, которые не привели ни одного четкого примера явного преимущества. А все из серии Hello World тестов, которые для галочки делают. Прям как WebGL.
декабря 22, 2012 at 5:20 пп
Демагогия.
декабря 22, 2012 at 5:29 пп
Всё равно что сказать, что информация из SWF файла загружается в память компьюера и регистры процессора. Давно уже нет ни к чему прямого доступа, видеопамять виртуализируется даже для нативных приложений. Извини за наезд, но фраза про прямой доступ к GPU на меня как красная тряпка на быка подействовала.
декабря 22, 2012 at 5:26 пп
А я и не думаю что есть явное преимущество — это очень разные вещи и сравнивать их нельзя. Понятно, что защитники флеша как правило опасаются за свой рынок, а защитники HTML5 не встряли вовремя в рынок флеша. А я люблю игры, и мне неважно, на чём они написаны — из моих любимых на флеше есть замечательные Triple Town, Infectonator и Gravity Duck а на HTML5 — Entanglement и Bastion. А всплывающую полноэкранную рекламу я ненавижу, и мне тоже всё равно, на чём она сделана, я и такую и такую видел. Но флешовую хотя бы легче убрать, деактивировав плагин.
22 декабря 2012 в 17:30
Комментарий скрыт из-за рейтинга
декабря 22, 2012 at 7:57 пп
Какие игры на HTML5? Сейчас? Возьмите самый первый флеш, который был в истории и зацените какая там графика, какие игры там. То же самое сейчас происходит с HTML5. Он крайне молод, как ребенок, который еще толком ходить не научился. А вы на него нападаете с претензиями на какие-то 3D игры с древним монстром Flash, которому больше десятка лет на рынке.
Вы погодите. Пару годков. И будут вам игры, дополненная реальность, виртуальные шлемы, навигация «в воздухе» и прочие плюшки. Флеш больше подходит для мультиков, типа Масяни Для игр есть фреймворки куда мощнее и лучше. До которых флешу как до марса пешком.
22 декабря 2012 в 19:46
HTML5 ещё молодой, и как следствие не до конца проработан еще в своей спецификации и поддержкой браузеров.
И не надо лечить, что дескать HTML5 это тот же HTML. Расскажите это своей бабушке. HTML5 это развитие HTML, плюс работа с Canvas, видео, звуком, микрофоном, GPS, всякими датчиками телефонов, гео-теггинг и прочеи прочее прочее. По производительности тоже, не надо нести чушь, всё зависит от браузера, на последнем Хроме графика в HTML5 показывает достойные результаты. Скоро и остальные браузеры подтянуться.
Ну и самое главное. Что НА САМОМ ДЕЛЕ защищает автор. Flash — проприетарная технология. А это означает деньги, насущный хлеб автора. А кто не защищает то, что его кормит? Такой человек наизнанку вывернется, чтобы доказать своё. Не слушайте. HTML5 — будущее. Это то, что одна разработка позволяет отображать контент, в том числе и динамический везде, от компов, планшетов и телефонов, до теликов и наручных часов.
декабря 22, 2012 at 8:01 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
декабря 22, 2012 at 8:19 пп
мне кажется кто-то просто в наглую не хочет различать предназначение HTML5 и Flash сравнение Flash с Silverlight — вот это адекватно и понятно. сравнение Flash с HTML5 — нет. вы ещё сравните его с утюгом, плюшевым мишкой и туманностью андромеды.
та, простые Canvas анимации тупят по двум причинам. во-первых они не простые. easing-слайдинг отрабатывает плавненько и без сюрпризов. движение по кривым безье, одновременно кучи разных элементов с морфингом, это это пока ещё не конёк HTML5. и это пока. пока браузеры не умеют на лету производить сложные оптимизации, которые производятся компилятором Flash при сборке swf-файла. ну и во-вторых кривость рук разработчиков, за которую в прочем судить их нельзя, так как молодые люди еще не набили руку. дайте годик-два, и будут вам банеры, красивая плавная анимация, 3Д-морфинг, и прочие приколюхи :)
декабря 22, 2012 at 8:22 пп
Ну тогда и будем смотреть) А пока все ждем совершенно новый, почти с нуля написанный Flash Player c ActionScript 4.0, который будет шустрее раза в 4 Который захотят наверное встроить куда-либо в iOS 8 или 9 :)
декабря 22, 2012 at 8:26 пп
С другой стороны. Есть сайты полностью написанные на флеш. мало того, что они не работают на iЖелезе. забудем про это на время. Они не индексируются поисковиками, они убоги не смотря на анимацию и напичканную графику, убоги на столько, что аж до тошноты, и это относится к 99% таких сайтов. не юзабельны, не удобны, в них не работают полезные расширения встроенные в браузер, типо автозаполнение форм и так далее, такие сайты не переводимы (гугл транслейт) и в свете всего вышеописанного, такие сайты если и посещаются людьми, то не чаще одного раза в жизни.
декабря 22, 2012 at 8:28 пп
Что-то устаревшие сведения у вас. флеш чудесно индексируется, если сделал правильно. С тем же успехом можно вставить в html контент весь текст в виде jpeg и кричать, что html не индексируется)))
декабря 22, 2012 at 8:29 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
декабря 22, 2012 at 8:28 пп
Комментарий скрыт из-за рейтинга
декабря 22, 2012 at 8:30 пп
Как только появится масса разных IDE для html5 то все будут ругать html5 по той причине, что прийдут горе-разработчики и начнут в 640х480 canvas сувать 2880х1600 картинки :P
декабря 22, 2012 at 8:32 пп
по счастью, IDE для HTML5 уже давно есть, и нового там вряд ли чего появится это все тот же старый добрый IDE для HTML, только прокачанный HTML5 тегами. а Canvas это JS-программирование. не исключено, что появятся редакторы, позволяющие «сверстать» простую анимацию одной мышкой. но это будут любительские подделки и мы их (надеюсь) не увидим на профессиональных сайтах.
22 декабря 2012 в 20:37
tinyurl.com/d32zfqm
html5 анимация, сделанная одной мышкой :)
22 декабря 2012 в 22:03
Что касается рекламы — тут я с вами согласен, пока один файл удобней чем много файлов, хитрых стилей с CSS3 анимацией, а то ещё и скриптами на JS. Но я люблю использовать беннерорезалку, да и на двух из трёх моих браузеров стоит блокиратор флеша. По поводу игр — я ненавижу тормозящие и некрасивые игры на флеш. Пока флеш не может прорисовывать графику уровня Crysis — он не годится для игр. Считать убогие игры вроде фермы с одноклашек(и им подобные «игры») играми я просто не могу. Это пародия на примитивные java-игры для старых телефонов. И наконец, за модули на C++ во флеш-играх нужно руки криворуким программистам отрывать. Вы хотя-бы подумали, какой зловред можно встроить в native-код, не ограниченный виртуальной машиной? Через такие модули будет вестись слежка за ПК ползьзователя, кража паролей и прочие неприглядные вещи. Запуск таких модулей в браузере пользователя — это недопустимая наглость. Ведь пользователя никто не предупредит, какой опасности он подвергнет свой ПК. Не зря нормальные админы не дают установить флеш на корпоративные компьютеры.
декабря 22, 2012 at 11:52 пп
Ферма с одноклашек принеса много денег её разработчику и подобные приложения до сих пор приносят прибыль. Приложения игровые. В чем вопрос? Не любите социальные сети? Не ходите на них.
Появятся у вас дети, которые будут хотеть поиграть за 20 минут в 50 разных игр тогда поймете, что флеш игры как раз нужны. Или вы своим детям дадите в кризис поиграть? Представляю я, как это выглядит. Сидит ваша девочка и говорит — папа, открой игру где я кукол буду наряжать или собирать сумку с подарками для санта-клауса. А вы такой ей «доченька, это не игры — это все зло. Поиграй лучше в кризис».
Я знаю многих админов, которым руководители дали четкое распоряжение запретить флеш плеер на компьютере. Потом запретили Unity3D и Sliverlight и позже ShockWave Director. Связано это не с безопасностью, а с тем, что люди вместо работы — сидят в инете и на сайтах играют. Ведь сайтов с играми очень много и все блокировать не получится. Проще заблокировать все плагины, на которых существуют игры.
декабря 23, 2012 at 3:02 пп
С детьми дела не имею, во что они любят играть — я без понятия. Может, им такой аттавизм и нравится. Мне же нравятся современные игры, с красивой графикой и крутым сюжетом. А запрет flash всё-таки обусловлен не только бизнес-процессами в компаниях, но и требованиями безопасности. Не раз демонстрировались успешные атаки на компьютер пользователя через дырявый flash и не менее дырявую Java. Мало того, злоумышленники без труда выходят за ограничения виртуальной машины, и начинают подгружать и запускать native-код. В общем, HTML5 имеет одно серьёзное преимущество — в сфере безопасности.
апреля 10, 2013 at 12:00 дп
23 декабря 2012 в 15:23
Давайте подождем еще лет 16, пока html5 станет заменой flash. А пока об этом говорить не приходится в принципе. Что же касается крутого сюжета и так далее — это надо смотреть в сторону standalone игр, а не браузерных решений. Так, что немного не в тему. Это если мы обсуждаем что лучше — велосипед или самокат, а вы приходите и говорите, что вам нравится самолеты. И похрену, что они по дорогам не ездят)
29 декабря 2012 в 16:24
Работает, вернее сотрудничает. Вы даже статью целиком не читали, а критикуете.
18 января 2013 в 4:36
Миф номер 1: «Flash умирает? » если в в курсе то сильно по флешу ударит отказ гугла в совместимости нового андрюши с флэшем!
"простота реализации, скорость и цена. Исходя из этого, клиенты всегда выбирали Flash – быстро, качественно и с гарантией. Ведь, если говорить о JavaScript/CSS/HTML, то они работали и продолжают работать не везде одинаково. "
если у тебя руки прямые то везде будет просто скорость опять же может зависить от рук и от того что за проект, цена- что может стоить дешевле бесплатного JavaScript/CSS/HTML?
статья с самого начала настораживает что автор будто пытается переубедить мир что флэш был есть и будет.
может я и заблуждаюсь но очень мало сайтов на флэше если говорить о конкретно веб флэш нужен больше для банеров(и то 55% рынка мобильных ОС это андройд).
сейчас сложно но можено уже заменять флэш так как есть SVG (векторныя графика) и JavaScript
февраля 8, 2013 at 4:49 дп
Александр, никто не говорит, что html5 плохое решение. Однако «сырое» решение хуже «твердого».
Если человек дает задачу сделать интерактивное приложение — он даже и сам любит html5 но понимает, что на мобильной платформе нет мышки и там нет возможности отследить такие вещи как MouseOver / MouseOut для снятия фокуса не нажимая другие элементы. Что уже гробит весь user experience.
Я не пытаюсь переубедить. Я пытаюсь донести до ГИКов сведение о том, что пенсионеры живут с молодыми на одной земле, в одном доме на одном этаже. Точно так же будет происходить с флешом. Каждый проект стареет. И любой html5 сегодня — это старье завтра. Но флеш остается флешом. Ему до фени кроссбраузерность.
В скором будущем все забудут про Apple и рынок будет пересмотрен и вот тогда можно будет говорить умер ли флеш или это было преждевременно. Пока на руках есть старые девайсы — рынок мертв. И плавное перерождение уже будет делать не Apple своими iPhone 11, iPhone11s и iPad King, Small, XS, XXX — а такие компании как Samsung, LG, Nokia, Microsoft
Посмотрите на современные фильмы. Еще года полтора назад везде мелькали в заграничных фильмых айфоны и макубки или аймаки. Что же сейчас? Все чаще видим логотип Майкрософт. Люди начинают выздоравливать и понимать, что платить 8х цену за кусок бревна ценой 2х слишком глупо.
Новые гаджеты будут хотеть и мочь отображать все более новые технологии, чтоб вылазить на верх. Я не удивлюсь, если Adobe выпустит свою линейку смартфонов где будет поддерживаться Flash.
И поверьте — их будут разгребать как пирожки хотя бы потому, что человеку не надо ничего покупать — вошел в веб и играй.
А что html5? ну сделал я кучу проектов. Толк где? Одни жалобы от ipad пользователей, что canvas слишком тупит. А включенный тач для html5 контента херит всю работу сайта.
Повторюсь — удел html/css/js это максимум рюшечки-побрекушечки. И редкие случае — более интересные приложения.
html5 так сильно хотели протолкнуть, что Microsoft заказывали разработку демо игр в свое время и только по чистой случайности для работы того или иного компонента задействовали флеш) конечно, прошло полтора года и это изменилось. Но и флеш изменился. Тоже в более лучшую сторону. По-этому html5 быть. Но не так, как этого хотят гики.
19 февраля 2013 в 1:11
можно говорить что флеш так крут а виноваты сторонные разрабы, но у меня есть 1 простой вопрос, почему всегда после отказа обновить флеш на последнюю версию у тебя вдруг он резко начинает тормозить и и часто валится? или в нем нет обратной совместимости? страшнее веб браузера и флешевых приложений для компьютера уже давно нет программ, частенько 2-3 странички браузера грузят сильнее чем фотошоп или корел или иллюстратор с объемным проектом, неужели криворукие разрабы работают искючительно на флеше и больше ни в каких языках и средах не замечены?
ну и напоследок о уцене — занкомый пишет игры — я бы не сказал что лицензия флеша дешевая, опять таки сравнивая бесплатной возможностью. даже на Юнити
февраля 19, 2013 at 1:12 дп
есть пару опечаток, вижу но кнопку правка не замечаю...
22 февраля 2013 в 18:59
Unity3D бесплатный лишь с ограниченным набором функций. За расширенный — надо уже платить. А если под iOS публиковать захочешь — сразу будь готов 4500 долларов отдать за покупку лицензии.
Что касается падений в последний версиях и потребление памяти — вопрос не ко мне.
Я основательно изучаю html5 и понимаю, что он не будет популярным у игроделов еще много лет. Основная причина — жуткие тормоза и отсутствие грамотной работы скрипота + невозможность типизировать объекты. За счет чего javascript жрет много ресурсов на выполнение.
Сейчас flash себя прекрасно чувствует в гейм индустрии. Еще лучше, чем раньше. Делал ряд баннеров на html/css3 и клиенты по итогам заказывали отдельно flash баннеры. Только потому, что они на основной массе компов работают лучше, чем html и меньше косяков кроссбраузерности.
7 марта 2013 в 9:17
Я всегда была, есть и буду сторонником flash читала комменты типа «flash умри», «гори в аду» и т.п. и прям разрывалась. Конечно со временем, возможно лет так через двадцать, придумают что-то новое или улучшат старое, дабы заменить flash, и то «возможно», а пока равных ему нет. Автору спасибо за статью, все граммотно и понятно.
1 июля 2013 в 23:53
Корочое По последним данным iOS не разрешает флеш на девайсе исключительно по 1й причине. Apple захотели, чтоб Flash стал opensource проектом. Тогда они разрешат. В противном случае — нет. Это такая попытка прогиба Adobe со стороны яблоков. Но они не сдались и правильно сделали. Дела у Flash с помощью Air еще лучше идут, чем можно было предполагать.
27 мая 2014 в 13:41
Очередной холи вар. Какой смысл сравнивать технологии предназначенные для разных целей. HTML5 делает свою работу. Ни кто не создавал его для разработки игр. Кроме аргумента что на флэше игры лучше и банеры (спорный вопрос кстате) ничего путного и дельного не было. Эти языки оба ECMAscript семейства (имеется в виду javascript). И хороший разработчик знает их оба. Автор просто упорот на флэш =)
3 октября 2014 в 8:51
Всё правильно, Flash с HTML5 просто сравнивать глупо! Как заявляли разрабы, цель HTML5 прсто упростить работу страниц, наполнить интерактивностью, а не стать заменой флешу, который превосходит в интерактиве какой то там HTML5!
26 августа 2016 в 14:33
Время все расставило на свои места.
Adobe изменила названия ex-Flash на Animation и максимально перевела его на технологию HTML5, оставив в качестве наследия (legacy) технологию Flash, пока.
"Animations may be published for HTML5, WebGL, Scalable Vector Graphics (SVG) animation and spritesheets, and legacy Flash Player (SWF) and Adobe AIR formats. "
en.wikipedia.org/wiki/Adobe_Animate