Яндекс.Метрика

Дизайн-журнал №1. Актуальная информация для дизайнеров, веб дизайнеров, программистов и разработчиков сайтов.

Penmanship – назад в будущее каллиграфии

17 августа 2011 | Опубликовано в графика | 4 Комментариев »

Сегодня в эпоху компьютерных технологий, когда каждый ребенок умеет печатать на клавиатуре и делает это намного аккуратнее и быстрее, чем прописью, кажется, исчезла необходимость в каллиграфическом письме. Но неужели каллиграфия – искусство прошлого? Каждый день креативщики ищут новые шрифты, оригинальные иконки, создают необычные логотипы и подбирают изображения, чтобы сделать сайт еще более интересным. Сейчас каллиграфия становится новым и очень продуктивным оружием веб-дизайнеров, а вдохновение таится в старинных книгах о каллиграфическом письме и каллиграфических рисунках.

Немного с истории

Для начала немного с истории. Первые образцы каллиграфического письма можно найти у древних шумеров в 4 тысячелетии до нашей эры. Такое каллиграфическое письмо назвали клиноподобным. Писали древние шумеры на влажной глине заостренной палочкой (стилосом). В это же время развивается и система египетского иероглифического письма и, соответственно, каллиграфии.

иероглиф

Истоки европейской каллиграфии – греко-римское письмо. Разработанные в античности правила каллиграфического письма действуют и ныне. Значительный толчок в развитии каллиграфии дало христианство. До появления Гуттенберга и его печатного станка, все книги писались вручную. Особого искусства требовала перепись Библии – красивое, аккуратное письмо, интересные заглавные буквы. Наибольшего расцвета каллиграфия достигла на территории Шотландии и Ирландии в VII-IX веках. Ирландские и шотландские монахи создавали иллюминированные рукописи, украшенные миниатюрами и орнаментами (Евангелие из Линдисфарна, Келлская книга и другие).

Первыми каллиграфами на славянской арене можно по праву называть братьев  Кирилла и Мефодия, и причудливые глаголические буквы.

глаголица

 

А вот на Востоке каллиграфия превратилась в настоящее искусство, которое живо и ныне в Китае, Японии, Кореи. В этих восточных странах каллиграфия оказала колоссальное влияние на живопись (техника суми-э в Японии и Китае). Совсем другая история у арабского письма, ведь они пишут справа налево.

От необходимого письма до искусства

С появлением книгопечатанья каллиграфическое письмо оставалось по-прежнему популярным, но использовалось в первую очередь как элемент оформления. Каллиграфия стала частью изобразительного искусства – от рукописных надписей на открытках до оформления афиш для театральных постановок и кино-премьер. Классическая каллиграфия (в начальном значении этого слова – умение красиво писать обычный текст) постепенно трансформируется в искусство экспрессивного и гармоничного письма. Ключевым становится индивидуальный стиль письма и «рука». Чем ажурнее, необычнее письмо – тем лучше. Именно такое письмо наиболее востребовано в графическом дизайне.

каллиграфическое письмо

Penmanship

В искусстве, которое в английском языке приобрело название Penmanship, каллиграфисту требовалась ручка, чернило, бумага и годы постоянной практики. Но, предыдущие поколения изобрели настоящее искусство – различные надписи постепенно перетекали в рисунки. Цель искусства – сделать длинное ровное непрерывающиеся движение в одном стиле. Движения каллиграфиста должны быть скоординированы и, в конечном счете, инерция письма (обыкновенно переход в длинную ровную спираль) постепенно образовывала рисунок. Цель хорошего художника-каллиграфиста – сделать надпись или рисунок по возможности одним непрерывным движением. Расцвет Penmanworkship начался в средине XIX века, а наиболее востребованным это искусство стало в начале XX века. Разнообразные надписи и рисунки украшали обложки книг, заменяли иллюстрации к книгам, красовались на афишах и брошюрах, венчали открытки и приглашения.

Больше всех прославились американские мастера. Платт Роджерс Спенсер (1800—1864) даже назван «отцом американского каллиграфического письма». О своем стиле письма Спенсер написал книги Spencer and Rice's System of Business and Ladies' Penmanship (1848) и The Spencerian Key to Practical Penmanship(1866). После публикации этих книг каллиграфический стиль Спенсера (легкий, удобный и вместе с тем элегантный) стал настолько популярен, что в американских школах учащихся обучали письму Spencerian Script вплоть до 1920-х годов. Отметим, что этим же стилем написан и логотип «Coca-Cola».

Кока-Колла

Чтобы открыть для себя это искусство стоит поискать старинные книги и пособия. Представляем вашему вниманию подборку работ известных в прошлом пенврайтеров, а также интересные оригинальные рисунки, авторы которых, к сожалению, остались неизвестными.

Clinton H. Clark

Clinton H. Clark

Eliseo Carlos Enriquez

EC Enriquez

Edwin  Brown

EL Brown

Francis B. Courtney

Francis B. Courtney

 

G.A. Gaskell

GA Gaskell

 

L.H. Hausam

LH Hausam

Henry P. Behrensmeyer

Henry P. Behrensmeyer

Работы других авторов-каллиграфистов:

Алфавит

алфавит

веер

каллиграфия

каллиграф

каллиграф

каллиграфия

каллиграфия

каллиграф

каллиграф

каллиграф

 

каллиграф

каллиграфия

О Penmanship писали книги, которые и нынче можно просмотреть-прочитать. Особенно, если заглянуть вот на эту ссылочку. Самой известной стала книга «Real Pen Work», изданная в далеком 1881 году.

Больше о современных шрифтах можно узнать в статьях: 30 высококачественных бесплатных шрифтов для дизайна, 42 бесплатных стильных шрифта-кисти и 25 бесплатных 3D шрифтов

Подборка Дежурки




Комментарии

  1. verstak
    Thumb up Thumb down -3

    Комментарий скрыт из-за рейтинга

  2. verstak
    Thumb up Thumb down -4

    Комментарий скрыт из-за рейтинга

  3. tsarvalera
    Thumb up Thumb down 0

    интересный материал, спасибо

    Tonkaya_travinka Ответ:

    Thumb up Thumb down -1

    Статья отвратительная.

    «Галопом по европам» смешали до кучи каллиграфию Европы, Японии-Китая и Ближнего Востока. %) На самом деле каллиграфия в этих регионах развивалась практически независимо. А в итоге, «больше всех прославились американские мастера». Ха-ха! Спенсер, конечно, гениальный каллиграф, но он является родоночальником всего лишь ОДНОЙ школы каллиграфии, которая просуществовала в США с середины 19 века до Второй мировой войны. Мне почему-то казалось, что история каллиграфии гораздо богаче.